Перейти к содержимому


Брачный союз. Союз мужчины и женщины.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 admin1

admin1

    Администратор

  • Администраторы
  • 18 сообщений

Отправлено 10 Декабрь 2016 - 10:23

      БРАК союз мужчины и женщины с целью продолжения рода.

     Русские люди рассматривали вступление в брак как главное жизненное предназначение каждого человека: «Женитьба — вещь добрая, она от Бога показана», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Без жены жить — свет коптить, с женой — гоже». Главной целью брака считалось рождение детей. Соответственно брак осмыслялся как моральный долг перед Богом, людьми и предками, как главное условие добропорядочной жизни.
    Безбрачие расценивалось как аномалия, а холостой человек как неполноценный: «Холостой человек — полчеловека». Про холостого мужчину говорили, что он «не совершил закона, в нем путя нет, так, дрянь», называли девуном, пропускным боровом, трутнем и всячески осмеивали. Девушку, не вышедшую замуж, пренебрежительно называли вековуха, непетое волосье, седая макушка, нерядиха, старая дева, относились к ней с жалостью и страхом. Жалость вызывала судьба старой девы, не исполнившей свой долг на земле, а страх — вера в то, что она способна принестиИзображение

Рачительное домоводство. XIXв. Лубок

зло: наслать засуху, град, мор скота, погубить урожай. Русская пословица говорит: «Поповой собаки, отставного солдата да старой девки злее нет».
   Народные представления о браке и безбрачии формировались под влиянием многих факторов, в том числе и христианской культуры. Русские люди объясняли обязательность вступления в брак необходимостью выполнять волю Божью. В соответствии с этим жизнь без семьи рассматривалась как отклонение от предначертаний Божьих. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной вне супружеских уз нарушали христианскую этику: отношения полов считались «святы и чисты» только в браке, освященном Церковью. «Сласти любовные», если их целью не было рождение детей, воспринимались как большой грех.
  Социально-экономические условия жизни русской деревни также сыграли свою роль в формировании народных представлений о ценности брака. Среди них главным был земельный фактор. Полноценное крестьянское хозяйство могло нормально раз­виваться только при наличии в нем и мужских, и женских рук. Полевая работа, за исключением жатвы, заготовка дров, ремонт построек и орудий труда входили в обязанности мужчины. Приготовление пищи, уход за скотиной, воспитание детей, обеспече­ние членов семьи одеждой считались женским делом. Крестьянин, живший вне брака, был не в состоянии выполнить весь объем необходимых сельскохозяйственных и домашних работ.
  Свою роль в формировании представлений о необходимости брачных уз сыграло также и русское законодательство, по которому пахотные и сенокосные угодья могли предоставляться в пользование только мужчинам, достигшим восемнадцати лет. При этом женатый человек земли получал вдвое больше, чем холостой. Замужние женщины работали на земле, выделенной общиной на «мужскую душу», а старые девы оставались вообще без средств к существованию. Представления о необходимости и важности брака развивались также на почве полного отсутствия со стороны государства заботы о стариках. Старик и старуха, утратившие способность к труду, могли рассчитывать только на помощь своих детей.
Изображение
А. А. Пластов.
Из прошлого. 1969. Масло


Вступление в брак рассматривалось  
русскими людьми как дело серьезное и ответственное: «Идучи на войну — молись, идучи в море — вдвое, хочешь жениться — молись втрое». В связи с этим подбор брачной пары не доверяли самой молодежи, которая, по общему мнению, не обладая жизненным опытом, могла ошибиться в столь важном вопросе. Этим занимались родители, которые могли прислушаться к мнению сына или дочери или проигнорировать его. Такое положение дел не вызывало, как правило, сильного противодействия со стороны молодежи, воспитанной в уважении к мнению старших. Главным критерием отбора был общественный статус семей будущих жениха и невесты, а также их личные качества. Естественно, что материальные соображения имели место, но не были основными. По русским представлениям, «яблоко от яблони не далеко падает», поэтому родители старались подыскать своему сыну или дочери пару из семьи, пользующейся всеобщим уважением, отличающейся трудолюбием, нравственными качествами.
При вступлении в брак принималась во внимание также и степень родства между семьями будущих жениха и невесты. Русские считали большим грехом браки между родственниками и свойственниками. Кроме того, препятствием к браку служило и духовное родство, в которое вступали мужчина и женщина, крестившие одного ребенка (см. Крестины). Считалось, что такие браки дают нездоровое потомство. Запрет на родственные браки появился довольно давно. Уже в первой половине XVI в. С. Герберштейн, рассказывая о жителях Московского государства, писал: «В брак вступают они таким образом, чтобы не касаться четвертой степени родства и свойства. Они считают ересью, если родные братья женятся на родных сестрах, точно так же никто не смеет взять в жены сестру свояка. Далее они наблюдают весьма строго, чтобы браком не объединялись те, между которыми существует духовное родство по крещению» (Гербершейн 1986, 67). Этот брачный обычай поддерживался авторитетом Православной Церкви, которая запрещала вплоть до 1810 г. браки по родству и свойству до седьмого колена. В 1810 г. решением Синода этот запрет был снят, поступило распоряжение венчать людей состоявших в родстве после четвертой степени, и свойственников после второй степени.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Яндекс.Метрика